Педагогическая задача как основная единица педагогического процесса
Рассматривая педагогический процесс как динамическую систему и учитывая, что его
динамика обусловлена взаимодействием или обменом деятельностями главных
участников, проследить переход педагогического процесса из одного состояния в другое можно,
лишь определив его основную единицу. Только при этом условии педагогический процесс
предстает как развивающееся взаимодействие его субъектов, направленное на решение задач
образования и воспитания.
Развивающаяся во времени основная единица педагогического процесса, по которой можно судить о его течении, должна удовлетворять следующим условиям:
- обладать всеми существенными признаками педагогического процесса;
- являться общей при реализации любых педагогических целей;
- наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе.
Именно этим условиям отвечает педагогическая задача педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления.
Единицей педагогического процесса можно считать лишь оперативные задачи, органично выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач. Объединяет их то, что все они решаются на основе алгоритма, предполагающего прохождение четырех взаимосвязанных этапов, таких как:
- анализ ситуации и постановка педагогической задачи;
- проектирование вариантов решения и выбор оптимального для данных условий;
- осуществление плана решения задачи на практике, включающее организацию взаимодействия, регулирование и корректировку течения педагогического процесса;
- анализ результатов решения.
Поступательное движение педагогического процесса от решения одних задач к другим, более сложным и ответственным, осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных педагогических противоречий и своевременного осознания и устранения субъективных педагогических противоречий. Последние являются, как правило, следствием ошибочных педагогических решений, консервативности традиционного педагогического мышления, отставания педагогической науки и приверженности стереотипам.
Наиболее общим (главным) внутренним противоречием объективного характера, определяющим движение педагогического процесса, является несоответствие реальных возможностей обучаемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества. Если требования слишком завышены или, наоборот, занижены, то они не становятся источниками движения обучаемого, а следовательно, и всей педагогической системы к намеченной цели.
Только задачи, ориентированные на завтрашний день развития, вызывают интерес и потребность в их решении. Это говорит о необходимости проектирования близких, среднесрочных и
стратегических перспектив коллектива и отдельных обучаемых.
Главное противоречие конкретизируется рядом частных:
- между общественными интересами и интересами личности;
- между коллективом и личностью;
- между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для
их понимания; - между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-
воспитательного процесса.
К субъективным противоречиям относятся следующие:
- между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию,
односторонностью педагогического процесса; - между отставанием процесса интеграции знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения;
- между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса;
- между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками
преимущественно на словесное воспитание; - между необходимостью духовного развития и ограниченностью возможностей школы;
- между огромным воспитательным потенциалом содержания образования и его неэффективным использованием.
- Методологическая культура педагога
- Интерпретация, апробация и оформление результатов педагогического исследования
- Методы педагогических исследований
- Исходные основания конструирования логики исследования
- Структура обобщенной логики педагогического исследования
- Понятие методология педагогической науки
- Методология науки и общие методологические проблемы
- Структура системы образования
- Стратегии взаимодействия государства с системой образования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу