Стратегии взаимодействия государства с системой образования
К настоящему времени в мировой практике сложились следующие стратегии взаимодействия системы образования с государством: активное вмешательство, децентрализация, смешанные формы.
Суть стратегии активного вмешательства заключается не только в признании образовательной деятельности национальным и государственным приоритетом, но и во внесении
соответствующих изменений в законодательство и политику государства. Эта стратегия включает финансовые механизмы поддержки учебных заведений, регулирование направленности их развития, государственную организацию инновационных программ и проектов, в том числе
связанных с преобразованием сферы образования, социальный заказ на некоторые категории
выпускников и т. д. Подобной стратегии придерживаются Япония, Франция, Нидерланды и некоторые другие страны.
Стратегия децентрализованного регулирования предполагает более разнообразную и
гибкую политику государства и соответствующие механизмы его участия в развитии образовательной сферы. В отличие от предыдущей стратегии государство создает комплекс условий для эффективной деятельности путем стимулирования инновационной активности
учебных заведений, государственного финансирования нововведений на этапе их разработки
и тиражирования, всевозможных налоговых льгот и т. д. Такая стратегия принята в США,
Англии и других странах.
Смешанная стратегия используется в ряде стран (Швеции, Финляндии и др.), в которых основу экономики составляет государственный сектор. По отношению к государственным учебным заведениям используется стратегия активного вмешательства, а по отношению к остальным – стратегия децентрализованного регулирования.
Эта последняя форма взаимодействия государства и системы образования активно формируется в современной России, как можно судить по результатам анализа приоритетных направлений государственной политики в сфере образования, которые сводятся:
- к развитию современной системы непрерывного профессионального образования;
- к повышению качества профессионального образования;
- к обеспечению доступности качественного общего образования;
- к повышению инвестиционной привлекательности сферы образования.
Есть все основания надеяться на то, что реализация этих направлений на основе стратегического партнерства государства, общества и бизнеса позволит создать условия для эффективного включения образования в процессы:
- повышения уровня благосостояния граждан;
- обеспечения социальной стабильности, безопасности граждан и государства; развития институтов гражданского общества;
- сохранения социально-культурной целостности и общегражданской идентичности российского общества;
- обеспечения потребности рынка труда в квалифицированных кадрах;
- участия в развитии национальной инновационной системы и обеспечения конкурентоспособности российской экономики.
Выбор стратегии взаимодействия сферы образования и государства самым существенным образом определяется особенностями структуры системы образования совокупности устойчивых связей и отношений элементов (подсистем), взаимодействие которых обеспечивает институциональное функционирование образования в обществе.
- Методологическая культура педагога
- Интерпретация, апробация и оформление результатов педагогического исследования
- Методы педагогических исследований
- Исходные основания конструирования логики исследования
- Структура обобщенной логики педагогического исследования
- Понятие методология педагогической науки
- Методология науки и общие методологические проблемы
- Структура системы образования
- Болонский процесс
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу