Моделирование воспитательного пространства

Пространство, в философском ракурсе, есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материалистических системах. Отмечается, что пространство и время являются всеобщими формами бытия материи, без пространственно-временных свойств материя не существует.

К всеобщим свойствам пространства и время относятся:

  • объективность и независимость от сознания человека;
  • абсолютность как атрибутов материи;
  • неразрывная связь друг с другом и с движением материи;
  • зависимость от структурных отношений и процессов развития в материальных системах;
  • единство прерывного и непрерывного в их структуре;
  • количественная и качественная бесконечность.

В исследованиях (С. К. Болдырева, Е. В. Бондаревская, А. А. Веряев, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, И. К. Шалаев и др.) понятие пространство характеризует различные сферы человеческой деятельности с определенным перечнем элементов – это «пространство детства», «образовательное пространство», «воспитательное пространство», «экономическое пространство», «информационное пространство» и другие.

Отличие образовательного пространства от физического (и некоторых других) является то, что на формирование данного пространства влияют не только реальные образовательные события, уже произошедшие, но и потенциально мыслимые, виртуальные, возможные, которые могут никогда и не произойти или происходят только в мыслях субъектов образовательного процесса.

Предельная широта понятия образовательного пространства относительно всех других логично подчиняет себе все остальные и выступает доминирующей.

Образовательное пространство характеризуется объемом образовательных интенций, мощностью и интенсивностью образовательной информации, образовательной инфраструктурой общества.

Словосочетание «воспитательное пространство» в педагогическую науку введено Л. И. Новиковой. В данном случае воспитательное пространство рассматривается как результат конструктивной деятельности для повышения эффективности воспитания.

Основной идеей Л. И. Новиковой является формирование воспитательного пространства через создание гуманистической воспитательной системы

Теория воспитательных пространств представлена в трудах Ю. П. Сокольникова, О. И. Попова, С. Н. Сивкова, Н. В. Бестужева-Лада, Н. С. Данакина, Л. Я. Дятченко, Н. Ф. Девятко, В. Н. Иванова, Г. А. Котельникова, В. И. Патрушева, Ж. Т. Тощенко.

Также целый ряд педагогических исследований раскрывают факторы гуманизации воспитательного пространства посредством:

  • приобщения личности к национальным традициям (Г. А. Рогова);
  • формирования детского движения (Л. В. Алиева);
  • включения личности в игровую деятельность (Л. В. Куликова);
  • формирования субкультуры школы (П. Т. Ширяев);
  • использования компьютерных технологий (М. В. Соколовский);
  • организации детского театрального объединения (Н. А. Нефедова);
  • развития географического пространства (Т. Н. Зубкова);
  • использования воспитательных возможностей учреждения дополнительного образования (В. А. Бородулин).

Л. И. Новикова под воспитательным пространством понимает педагогически целесообразно организованную среду, которая окружает ребенка или группу детей.

Под средой автор понимает все, что окружает ребенка: предметы, процессы, явления, людей, постройки, технику и т.д., то есть это то, среди чего протекает жизнь школьника. Исходя из идей Л. И. Новиковой, воспитательное пространство тем и отличается от просто среды, что его надо выстраивать, создавать, конструировать, то есть оно является результатом деятельности по педагогизации среды.

Выделенные в исследованиях Л. И. Новиковой компоненты воспитательной системы являются компонентами, характеризующими также воспитательное пространство. К ним относятся:

  • исходная концепция, т.е. совокупность идей и деятельность, обеспечивающая их реализацию;
  • субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие;
  • отношения, интегрирующие субъекты в некую общность;
  • среда, освоенная субъектами;
  • управление, способствующее интеграции всех компонентов в целостность;
  • инновационный режим развития.

Анализ научных работ позволяет отобрать несколько «опорных» представлений о воспитательном пространстве:

  • пространство − это освоенная среда (природная, культурная, социальная, информационная), приспособленная для решения воспитательных задач;
  • понятия «среда» и «пространство» не идентичны: если среда − это данность, которая не является результатом конструктивной деятельности человека, то пространство есть результат педагогического освоения этой данности;
  • воспитательное пространство не складывается само по себе или приказом сверху − оно рождается внутри педагогической действительности благодаря специально организуемой деятельности;
  • воспитательное пространство становится фактором гуманизации жизни при условии, что оно является пространством общности, наполненным реальными и значимыми для субъектов вопросами, на которые им необходимо найти ответы;
  • создание воспитательного пространства включает внутренние процессы, связанные с выбором приоритетов педагогической деятельности, и внешние, которые включают освоение сообществом окружающей среды;
  • важной характеристикой воспитательного пространства является его активность, понимаемая как способность поддерживать достаточный для всех участников взаимодействия уровень эмоциональной и интеллектуальной напряженности, стимулировать активность и творческий поиск в процессе жизнедеятельности;
  • активное воспитательное пространство замечательно тем, что обеспечивает каждого человека возможностью встреч с новыми людьми, предметами и явлениями, высокой вероятностью возникновения случая, который может возбудить личный интерес участников взаимодействия к происходящему.

Воспитательное пространство как и воспитательная система может реализоваться на уровнях образовательного учреждения, муниципальном, городском, районном, региональном.

Субъекты воспитательной системы и воспитательного пространства могут быть: индивидуальными (учащиеся, студенты, родители, педагоги различных специальностей, работающие в различных воспитательных учреждениях, волонтеры, муниципальные служащие и т.д.) и групповыми (семья, группы сверстников, объединения по интересам, дошкольные, школьные, внешкольные, высшие образовательные учреждения, детские и юношеские объединения, медицинские, культурные, общественные, религиозные, благотворительные организации; муниципальные органы управления и самоуправления и т.д.).

Раскрывая феноменологию социально-психологического пространства, Л. А. Журавлев, А. Б. Купрейченко формулируют ряд ключевых положений о закономерностях формирования и функционирования пространств, упоминая в первую очередь, что социально-психологическое пространство является основой и результатом самоопределения субъекта, т.е. тем, что субъект делает, можно определить то, что он есть: «направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».

Разработанность понятия «пространство» позволяет выделить пространственные координаты и описать структуру пространства, представляющего собой взаимосвязь дидактического, социального, поддерживающего, личностного подпространств и подпространства внеучебной деятельности, которое включает в себя процесс организации и реализации динамической сети разноуровневых воспитательных событий, направленных на профессиональное образование и развитие субъектов, в него включенных.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)