Моделирование содержания урока и внеурочного занятия в логике обучения в сотрудничестве
«Учитель и ученик растут вместе» – Конфуций.
В Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества: «Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается. Если один упадет, второй поможет ему подняться. Но горе тому, кто один, – если он упадет, его некому поднять… Двое победят того, с кем никто из них не справится поодиночке. Канат, сплетенный из трех веревок, порвется не скоро».
Перед учащимися ставится задача (цель), которую они могут достичь только совместными усилиями. Для решения общей задачи у каждого ученика группы есть только часть общей информации.
Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве.
На уроках можно разнообразить эти варианты, но непременное условие – это четкое, последовательное соблюдении основных принципов обучения в сотрудничестве:
- группы учащихся формируются учителем с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть сильные, средние и слабые ученики, девочки и мальчики. Если группа на уроках работает слаженно, дружно, нет необходимости менять её состав;
- группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы;
- оценивается работа не одного ученика, а всей группы, подписи членов группы под каждой сдаваемой работой обязательны (т.е. оценка ставится одна на всю группу);
- оцениваются работа всех учащихся и важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся. При этом в ряде случаев можно предоставить учащимся возможность самим оценить результаты своего труда;
- учитель сам выбирает ученика (учеников) группы, который должен отчитаться за задание. Это может быть и слабый ученик.
Сотрудничество создает условия и для большей мотивации в познавательной деятельности по предмету а именно:
- формируется критический подход к информации и умение аргументировать свою точку зрения;
- развиваются творческие способности;
- формируется позитивное отношение к изучаемому предмету;
- сосредоточенность на достижении общего успеха благотворно сказывается на эмоциональном состоянии учащихся;
- создается обстановка взаимного доверия. Взаимное доверие – прекрасная основа для отличной успеваемости каждого.
В группах налажена обратная связь. Члены группы, обучающейся в сотрудничестве, способствуют успехам друг друга следующим образом:
- оказывают и принимают помощь и поддержку, причем речь идет не только о помощи в учебе, но и о чисто человеческом, дружеском участии;
- обмениваются информацией и «материальными ресурсами», т. е. всем, что необходимо для выполнения задания;
- учат друг друга, формируют навыки вести дискуссии и аргументировать свою точку зрения. Конкуренция на интеллектуальной почве развивает любознательность, побуждает к овладению знаниями и к их переосмыслению, к более глубокому проникновению в изучаемую проблему;
- поддерживают друг друга в стремлении учиться как можно лучше. Ребенок или подросток, помогающий учиться своим товарищам, и сам начинает делать заметные успехи;
- оказывают влияние друг на друга. Члены группы, обучающейся в сотрудничестве, используют любую возможность для того, чтобы повлиять на товарищей, и в свою очередь открыты их влиянию. Если кто-то из членов группы знает, как лучше выполнить задание, остальные с ним, как правило, быстро соглашаются;
- успешно справляются со стрессами и раздражительностью. Сосредоточенность на достижении общего успеха благотворно сказывается на эмоциональном состоянии учащихся.
Помимо большей результативности (эффективности), критерием которой является глубина и прочность знаний в изучении учебного предмета, сотрудничество также имеет и другие преимущества: развивая творческие способности, члены групп, обучающихся в сотрудничестве, чаще высказывают оригинальные идеи, предлагают новые пути достижения разных целей и решения всевозможных проблем, чем их сверстники, обучающиеся индивидуально.
- Моделирование воспитательного пространства
- Моделирование педагогического события
- Моделирование содержания мастер-класса
- Реализация метода проектов в образовательной деятельности
- Моделирование содержания урока и внеурочного занятия с использованием технологии контекстного обучения
- Моделирование содержания урока и внеурочного занятия с применением интерактивных технологий
- Моделирование содержания урока и внеурочного занятия в логике проблемного обучения
- Многообразие современных технологий в инновационной педагогической деятельности
- Коммуникативная компетентность педагога как условие реализации инновационных технологий
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу