Значение педагогических взглядов Дж. Дьюи

Характеризуя правильно поставленную педагогическую цель, Дж. Дьюи писал:

«Педагогическая цель должна опираться на внутренние резервы и потребности (включая врожденные инстинкты и приобретенные привычки) конкретного учащегося. Использование в качестве цели идеи подготовки ребенка к чему-то ведет к пренебрежению реальными возможностями настоящего и ориентации на отдаленное будущее. Взрослые вообще склонны принимать дорогие их сердцу идеи в качестве целей образования независимо от способностей учащихся».

Значение педагогических взглядов Дж. Дьюи

Подготовку ребенка к будущей жизни Дж. Дьюи связывал не с его подготовкой к осуществлению определенных общественных функций и исполнению конкретных социальных ролей, а с максимально полным его осуществлением как человека:

«Единственным способом при существующих условиях сделать ребенка приспособленным к жизни состоит в том, чтобы довести его до полного обладания всеми его способностями. При наступающем преобладании у нас демократии и при современных условиях промышленности невозможно с определенностью предсказать, что будет представлять цивилизация лет через двадцать. Отсюда — невозможность готовить ребенка к определенному ряду условий».

Дж. Дьюи настаивал на необходимости придания образованию общественной направленности (с учетом общественного мнения), обеспечивающей ее подлинную реализацию. Он утверждал, что индивид должен воспитываться как личность социальная, что общество представляет органический союз личностей, индивидов.

Таким образом, основными тезисами, положенными в основу педагогической концепции Дж. Дьюи, выступают:

  • развитие ребенка, его рост — мерило процесса обучения и воспитания;
  • все предметы преподавания должны служить росту ребенка, они лишь инструменты, ценность которых определяется настолько, насколько они служат этой цели;
  • личность и характер ребенка важнее школьных
    предметов;
  • целью обучения должно быть не знание, а выявление личности;
  • никакие знания не могут быть внедрены извне, так как учение есть процесс активный, предполагающий достижение всего посредством ума;
  • количество и качество обучения определяется не программами, а самим ребенком.

Одной из самых популярных технологий организации образовательной деятельности сегодня считается метод проектов. Эта педагогическая технология, разработанная в первой половине XX в. на основе прагматической педагогики Дж. Дьюи, становится особенно актуальной в современном информационном обществе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)