Виды и организация экономического анализа

Экономический анализ классифицируют по ряду признаков, в числе которых: цель анализа, объект анализа, субъект анализа, характер анализа, периодичность анализа, степень охвата данных.

Кроме того, следует назвать классификацию по признаку управления:

  • по системам управления (оперативный, текущий, перспективный);
  • по объектам управления (функциональный, технический, экономический, социальный, экологический);
  • по взаимосвязанным объектам (функционально-стоимостной, технико-экономический, социально-экономический, эколого-экономический);
  • по уровню и масштабу управления (внутрифирменный, предпринимательский, межфирменный, межотраслевой.

Целью анализа может быть: оперативное регулирование производства, выявление существующих внутрипроизводственных резервов, конкурентоспособность производимой продукции и услуг, общая оценка результатов производства и др.

Объекты анализа многообразны и охватывают все уровни экономики страны, т. е. хозяйство страны в целом, экономику регионов, отрасли, предприятия и, наконец, отдельное рабочее место. Основным объектом анализа является предприятие.

Субъектами анализа, т. е. кто анализирует, могут быть как внутренние подразделения фирмы, так и внешние по отношению к ней организации (банки, аудиторские фирмы, налоговые органы, страховые компании, кредитные организации, органы хозяйственного управления, научно-исследовательские учреждения).

По характеру (содержанию) экономический анализ может быть комплексным (оценивает результаты деятельности предприятия во взаимосвязи и взаимозависимости всех его показателей), тематическим или локальным (рассматривает отдельные показатели производства, например себестоимость продукции, рентабельность производства и пр.) и анализом отдельных видов продукции (услуг).

По периодичности экономический анализ может быть периодическим и разовым. По степени охвата данных — сплошным и выборочным.

Объектом и субъектом анализа во многом определяется вид и объем необходимой для анализа информации. Так, например, для промышленного предприятия это может быть информация по конструкторской и технологической подготовке производства, нормативная информация, сведения оперативного и статистического учетов, различного вида отчетность. Переход к рыночным отношениям существенно повлиял на информационную базу анализа. Это прежде всего относится к финансовой документации фирмы.

Интересно
При экономическом анализе, производимом внешней по отношению к предприятию организацией, используются, как правило, информация финансового характера и сведения, не составляющие коммерческой тайны фирмы. Когда анализ производится собственными силами и по собственной инициативе предприятия, рассмотрению могут подвергнуться показатели всех уровней хозяйственной деятельности.

Все источники данных для анализа делятся на плановые, учетные и внеучетные. К плановым источникам относят различного вида планы предприятия (перспективные, текущие, оперативные), а также различного вида нормативные материалы, сметы, ценники и пр.

Источники информации учетного характера — это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.

К информации, используемой в экономическом анализе, предъявляют следующие требования:

  • аналитичность (сведения из различных источников должны поступать именно о тех направлениях деятельности и с той степенью детализации, которые необходимы аналитику для проведения исследования);
  • объективность;
  • единство информации (из информации, поступающей из различных источников, должно быть устранено дублирование, т. е. каждое экономическое явление, каждый хозяйственный акт должны регистрироваться один раз);
  • рациональность (минимум затрат на сбор, хранение и использование данных).

Выделяют следующие основные этапы проведения экономического анализа:

  • составление программы анализа (здесь, согласно цели анализа, составляется календарный график, определяется состав участников и распределяются обязанности);
  • отбор и проверка информации (проверяется наличие реквизитов, проводится счетная проверка и проверка взаимосвязи отдельных источников);
  • выбор и расчет показателей (обосновывается набор показателей анализа и методы их расчета);
  • аналитическая обработка и сопоставление показателей;
  • обобщение результатов анализа и контроль их реализации.

К внеучетным источникам информации относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность (законодательные акты, хозяйственно-правовые документы, решения коллективов предприятий, материалы специальных обследований).

К внеучетным источникам информации следует также отнести и сведения макроэкономического характера, прежде всего — инфляционные процессы в экономике. Они оказывают очень существенное влияние на социально экономические процессы в объектах всех уровней и подлежат обязательному учету и оценке при проведении экономического анализа. Остановимся на этом вопросе подробнее.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)