Особенности и проблемы отечественных финансов на современном этапе
Состояние финансов России во втором десятилетии третьего тысячелетия также можно охарактеризовать как кризисное, хотя и вызванное совершенно другими причинами. Однако на пути преодоления последствий кризиса ряд оздоровительных мероприятий десятилетней давности оказался бы не лишним, равно как и все то лучшее, что было выработано многовековой практикой функционирования финансов в России.
Причиной ухода А. Кудрина стали его высказывания о несогласии с позицией тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева по ряду финансовых вопросов, в частности он выступил против увеличения военных расходов.
Он настаивает на консервативной бюджетной политике, нацеленной на снижение рисков неисполнения бюджета и обеспечение макроэкономической стабильности, что, по его словам, может быть реализовано через ограничение бюджетных расходов. Он выступает против повышения налогов, замены НДС налогом на прибыль, а также увеличения внешних заимствований, предпочитая искать дополнительные бюджетные средства
внутри самого бюджета.
Анализ основных тенденций финансовой политики в XX в., нерешенных задач и не оправдавших себя финансовых инструментов позволяет выделить следующие стратегические линии будущего развития финансов:
- Обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики и развития экономики, совершенствования политической системы, материального благосостояния граждан, их духовного уровня. Без обеспечения экономического роста невозможно решение ни одной сколько-нибудь важной задачи финансовой политики.
- Последовательная ориентация на социальные приоритеты требует направить весь предполагаемый прирост бюджета на увеличение социальных расходов и расходов на поддержку национальной экономики. Именно эти статьи расходов в современной системе государственных финансов неоправданно занижены как по сравнению с мировой практикой, так и с насущными потребностями российского общества. В частности, долю расходов государственного бюджета на образование в федеральном бюджете необходимо поднять с 4,7 % ВВП до 10–12 % ВВП. (Они составили 4,6 % в 2012 г., а в
2014 г. – только 3,3 % от всех расходов федерального бюджета).
Аналогична ситуация со здравоохранением. Требуется повышение уровня расходов на социальную поддержку населения – на совершенствование пенсионной системы и повышение уровня пенсий, социальных пособий и стипендий.
Среди таких механизмов могут быть согласованные, сопряженные по времени и адресатам, правилам игры инвестиционные проекты, кредиты, прямые государственные вливания, косвенные льготы, преференции и т. п. XXI в. открыл новые возможности для нерыночных форм и методов финансирования различных проектов, в том числе инновационных, образовательных, экологических, социальных, культурных.
Среди них быстро растущие формы краудфандинга и краудсорсинга, в основу которых заложены принципы сетевого некоммерческого обеспечения развития. Эти механизмы и формы только возникают, но имеют весьма широкие перспективы.
Необходимо увеличение бюджетных ассигнований на поддержку национальной экономики, в том числе на реконструкцию отраслей производственной инфраструктуры, и на поддержку жизнеобеспечивающих отраслей, от которых зависит экономическая и социальная безопасность страны, в частности, аграрного сектора и жилищно-коммунального хозяйства. Для чего могут быть использованы средства резервного фонда для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов, но расширение государственного финансирования развития, очевидно, недостаточно, требуется его сопряжение с существенными изменениями в финансовой системе.
Для усиления инвестиционной и инновационно-направленной финансовой политики необходимы серьезные перемены в деятельности банковской системы. Могут быть использованы разные схемы, учитывающие тенденции развития мировой финансовой системы: создание государственного инвестиционного банка для финансирования долгосрочных проектов в рамках государственных программ, в том числе на основе частно-государственного партнерства.
Нужно продолжать кодификацию налогов, сделать налоговую политику реалистичной, учитывающей финансовое положение
предприятий, необходимость его оздоровления, и соблюдать, в то же время, императивный характер финансовых отношений, обязательность налоговых платежей. Для наполнения бюджета, необходимо расширить налоговые льготы для долгосрочных инвестиционных проектов в реальном секторе, что позволит увеличить число производств.
Одним из источников роста доходов бюджета может стать введение прогрессивного подоходного и прогрессивного имущественного налога. Такие налоги будут способствовать сглаживанию неоправданно высокой социальной дифференциации населения и стимулировать перенацеливание предпринимательских доходов с непроизводительных целей на инвестирование.
Не менее важно обеспечить региональные и местные бюджеты устойчивыми самостоятельными источниками доходов, что позволит снизить трансферты.
Социализация финансов, которая означает большую прозрачность деятельности Центрального банка и других государственных банков, их ответственность не только за финансовые результаты, но и параметры развития. Расширение функций Центрального банка по контролю над коммерческими банками позволит повысить прозрачность деятельности коммерческих финансовых институтов и меры их социальной ответственности, что требует открытия финансовой информации коммерческих и некоммерческих организаций и государственных учреждений, в том числе путем обеспечения доступа к ней через интернет, за исключением тех сведений, которые по закону не подлежат открытию.
Описанные тенденции предполагают необходимость существенных коррекций в финансовой системе в целом. Но любые шаги по развитию финансовой системы будут бессмысленны без решения фундаментальных проблем российской экономики – проблем социально-экономической и институциональной нестабильности.
Эти проблемы лежат в основе российской коррупции и шоттермизма, они же отторгают от инновационной деятельности большую часть бизнеса, порождают низкий уровень доверия и деградацию человеческого капитала. Финансовые процессы являются их отражением, а потому не являются самостоятельным ключом к их решению.
- Долгосрочные программы развития финансов России
- Финансы России от кризиса 1998 г. до кризиса 2008 г.
- Характеристика финансов России в 1992–1998 гг
- Финансовая система России на современном этапе
- Финансы в период командно-административной системы и в эпоху развитого социализма
- Финансы СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенного народного хозяйства
- Финансы СССР в период свертывания НЭПа и формирование командно-административной системы
- Финансы в годы новой экономической политики
- Финансы России в годы военного коммунизма
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу