Некоторые типы современной российской организационной культуры
Некоторые российские исследователи выделяют следующие типы современной российской организационной культуры: «друзья», «семья», культура «начальника».
Тип «друзья» характерен для фирм, создаваемых в годы перестройки, когда открывались возможности для создания новых структур, для смены сферы деятельности. Пробиться в новой сфере в одиночку было очень трудно, люди чувствовали себя неуверенно и поэтому привлекали в свои фирмы друзей и близких.
В коммерческой деятельности друзья стремились, прежде всего, сохранить дружбу, но организационные цели рано или поздно входили в противоречие с культурой межличностных отношений и разрушали их, дружба превращалась в соперничество и даже ненависть.
Организация с типом «семья» характеризуется жесткой иерархией, существуют роли отца и матери, старших и младших сестер и братьев. Взаимоотношения основаны на чувствах: полное отсутствие каких‑либо официальных правил.
Руководитель уверен, что подчиненные должны понимать его с полуслова и полунамека, а подчиненные, не получая четких указаний, пытаются сами почувствовать, что руководитель от них хочет. Такая «игра в телепатию» приводит к серьезным ошибкам и потерям для организации.
Как правило, при жесткой статусной иерархии обязанности и функции не распределены. Каждый «старший» может что‑то поручать любому «младшему», иметь с ним секреты, а каждый «младший» стремится проявить себя перед «отцом». Каждый здесь делает не то, что он обязан, а то, что ему кажется наиболее важным, исходя из семейных отношений.
Культуру «начальника» характеризует тот факт, что в России существует страх перед начальником, руководителем. В то же время все проблемы организации связывают с ошибками вышестоящего руководства. Руководителей принято считать некомпетентными, а иногда просто глупыми.
Сотрудники верят, что в других компаниях есть хорошие руководители, которые могли бы все изменить и сделать лучше. В результате люди на всех уровнях иерархии ругают вышестоящих, при этом ощущая свою реальную беспомощность.
Три преподавателя менеджмента, проведшие несколько лет в России и обсудившие опыт своего взаимодействия с российскими руководителями и характер предъявляемых теми требований, выделяют шесть наиболее острых проблем российского управления (Ruth May, Carol Bormann Young & Donna Ledgerwood, 1998):
- недопонимание сложности свободного рынка — тенденция полагаться на импортные формулы и рецепты;
- относительно невысокий уровень организационной исполнительности;
- недостатки персональной ответственности и параметризации;
- невнимание к управлению здоровьем и безопасностью сотрудников.
- запутанность системы компенсаций и премий;
- напряженность в отношениях между руководителями и рядовыми сотрудниками вследствие огромной дистанции власти.
- Проблема неопределенности в управлении организацией
- Оценка эффективности организационных систем
- Реинжиниринг организационных систем
- Основные принципы организационного проектирования
- Понятие организационной эффективности
- Виды и типология организационных культур
- Основные аспекты, элементы и функции организационной культуры
- Понятие и сущность организационной культуры
- Коммуникации в организации
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу