Классификация педагогических технологий

В настоящее время в современной литературе представлено несколько классификаций педагогических технологий.

Прежде всего, выделяют традиционные технологии, где учитель берет на себя главную роль в обучении и объясняет обучающимся содержание и способы выполнения учебных действий, использует инновационные технологии, основанные на самостоятельной работе обучающихся по освоению новых знаний и умений.

Обучающиеся с помощью традиционных технологий получают знания, слушая рассказ, лекцию, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки,
выводы, они остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Данная технология является
наиболее традиционной и находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.

К традиционным относятся и репродуктивные технологии, применение которых основано на изучении готового образца или правила. Деятельность обучающихся в рамках определенных правил носит алгоритмический характер, т. е. выполняется строго по инструкциям и предписаниям в соответствии с правилами.

Выделены также технологии обучения по характеру активности детей в образовательном процессе: технология модульного обучения, игровые технологии, технология проблемного обучения, информационные технологии, интерактивные технологии, технология индивидуализации процесса обучения, технология уровневой дифференциации.

Одной из классификаций технологий обучения является классификация по позиции ребенка в образовательном процессе и отношению к ребенку со стороны взрослых:

  • авторитарные технологии;
  • дидактоцентрические технологии;
  • личностно-ориентированные технологии, которые включают в себя гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

Вызывают большой интерес альтернативные технологии обучения, основанные на практической свободной
деятельности обучающихся: технология свободного труда, технология проектного обучения, кейс-технология, технология тьюторского сопровождения, технология мастерских.

Интересно
Большое значение в современном образовательном процессе имеют природосообразные технологии, в основу которых положен учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей: технология сбережения и укрепления здоровья, технологии обучения детей с признаками одаренности, технологии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Широкое распространение во всем мире получили технологии развивающего обучения: технология личностно-ориентированного обучения, технология развивающего обучения, технология саморазвивающего обучения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)