Групповая динамика в поведенческом менеджменте

Во всей цепи взаимосвязанных действий по управлению персоналом, начиная с приема сотрудника на работу и кончая уходом его из организации, от 50 до 80 % времени управленцев тратится на групповые виды деятельности. Эффективность работы любого руководителя тесно связана с пониманием особенностей групповой работы и со способностью правильно действовать в качестве члена управленческой группы и управлять собственной рабочей группой.

Группа – это относительно обособленное объединение небольшого количества людей (обычно не более 10) находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени.

Взаимодействие членов группы базируется на неком общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. Группа обладает определенным групповым потенциалом, групповыми возможностями, позволяющими ей вступать во взаимодействие с окружением и адаптироваться к изменениям, происходящим в окружении.

Большинство людей принадлежит к нескольким группам. Индивиды участвуют во многих группах: семейных, учебных, организационных, партийных, по интересам и т.д. Группа является естественной и неизбежной частью жизни человека. Существуют постоянные, временные и случайные группы.

Некоторые группы являются свободными. В них вступают по желанию. Другие имеют обязательный характер (появившись на свет, мы не выбираем семью, этническую группу или нацию). Организация любого размера состоит из нескольких групп, главным образом из-за необходимости разделения труда. В больших организациях сотни и тысячи малых групп.

Стадии развития группы:

  • формирование (выработка целей и процедур работы, налаживание отношений, подчиненность, знакомство и отработка ролей, выяснение “стоимости” пребывания в группе);
  • бурление (обострение проблем, конфликты, обострение чувств, борьба за власть, угнетение от эксплуатации группой, управление ситуацией);
  • нормализация (начинают думать о работе, терпимость к другому, компромисс, устанавливаются правила работы, развитие сплоченности, сотрудничества, развивается разделенная ответственность);
  • работа (роли приняты и поняты, проявление “группового” эффекта, развиваются нормы работы, культура, взаимозависимость, взаимодействие);
  • расформирование (роспуск, уход лидера, исчезновение цели, бюрократические трудности).

Формальные группы создаются по воле руководства для организации производственного процесса. Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер и осуществляются через предварительно определенные роли. Эти роли имеют тенденцию к формализации в соответствии с нормами, определяемыми внешней средой, культурой.

Существуют три основных типа формальных групп: группа руководителей, производственные группы, комитеты.

Группа руководителя состоит из руководителей и его непосредственных подчиненных, которые в свою очередь могут быть руководителями групп. Пример такой группы – директор магазина и заведующие его отделами.

Производственные группы включают руководителя и его подчиненных, которые занимаются производственным процессом (мастер и рабочий, завотдела магазина и продавцы). Комитет временное административное образование, в которое могут входить специалисты из различных отделов организаций. Руководитель может назначаться или выбираться. После окончания работы распускается.

Эффективное управление каждой формальной группой внутри организации имеет решающее значение. Эти взаимосвязанные группы представляют собой блоки, образующие организацию. Организация в целом в состоянии эффективно выполнять свои глобальные задачи только при условии, что задачи каждого из ее структурных подразделений согласованы таким образом, чтобы обеспечивать деятельность друг друга. Кроме того, группа в целом влияет на поведение отдельной личности.

Поэтому, чем лучше понимает руководитель специфику деятельности группы и факторы ее эффективности и чем лучше он владеет искусством эффективного управления группой, тем с большей вероятностью он сможет повысить производительность труда этого подразделения и организации в целом. Наряду с формальными группами в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных трупп, которые образовались без вмешательства руководства.

Формальная организация создается по воле руководства, но как только она создана, она становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Из социальных взаимоотношений рождается множество дружественных трупп, неформальных групп, которые все вместе представляют неформальную организацию.

Неформальные организации. Неформальные организации – это спонтанно образованная группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. У неформальной группы много общего с формальными организациями, в которые они оказываются вписанными.

Неформальные организации также имеют иерархию лидеров и задач. В неформальной группе существуют личные социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой. Содержание этих ролей результат взаимодействия внутри группы.

Основные причины вступления в неформальную группу:

  • принадлежность. Возможность принадлежать к группе и поддержка с ее стороны тесно связаны с удовлетворением сотрудника работой;
  • помощь. В любой организации существует множество неписаных правил, а также различных вопросов, которые помогают решить сотрудники и не обязательно обращаться к руководителю. Получение помощи от коллеги взаимополезно. В результате этого дающий ее приобретает престиж и самоуважение, а получающий – необходимое руководство к действию;
  • защита. Потребность в защите является важнейшей причиной вступления людей в различные группы. Эта защитная функция приобретает важное значение, когда начальству не доверяют;
  • общение. Принадлежность к неформальной группе позволяют иметь доступ к неформальному каналу поступления информации и слухов;
  • тесное общение и симпатия. Воздействие этого фактора связано со стремлением испытывать удовлетворение от более глубоких и частых контактов с одним человеком или группой.

Характеристика неформальных групп (организаций):

  • социальный контроль. Для того, чтобы быть принятым группой и иметь в ней устойчивое положение личность должна соблюдать некоторые нормы. Каждая группа имеет правила относительно одежды, поведения, общения, видов работы и т.д. Социальный контроль оказывает влияние и на достижение целей формальной организации;
  • сопротивление или поддержка нововведений. Изменения в организации могут представлять по мнению группы угрозы деятельности и даже существования неформальной группы;
  • наличие неформальных лидеров. Такой лидер приобретает свое положение, добивается власти, применяет ее по отношению к другим членам группы, но, как правило, в соответствии с теми полномочиями, которые делегирует ему сама группа.

Неформальный лидер имеет две функции: помощь группе в достижении ее целей; укрепление ее сплоченности. Управление неформальной организации. В процессе своей деятельности в организации люди вступают во взаимодействие, которое способствует проявлению чувств – положительных и отрицательных эмоций в отношении друг друга. Эти эмоции влияют на то, как люди будут осуществлять свою деятельность и взаимодействие в будущем.

Основные способы привлечения неформальных групп к деятельности организации:

  • признание существования неформальных групп;
  • заслушивание мнений членов и лидеров неформальных групп для снижения противодействия целям организации;
  • просчет возможных отрицательных воздействий на неформалов каких-либо мероприятий;
  • ослабление сопротивления переменами за счет разрешения группам участвовать в обслуживании и принятии решений;
  • выдача точной информации, что препятствует распространению слухов.

Факторы, влияющие на эффективность работы групп. Размер группы. Идеальная группа должна состоять из 3 – 9 человек (предпочтительное число 5). В случае увеличения размера группы общение между ее членами становится затруднительным, особенно по достижении согласия. Кроме того, это приводит к разделению группы на подгруппы.

Состав группы. Это степень сходства личности и точек зрения, подходов, которые проявляются при решении проблем. Рекомендуется, чтобы группа состояла из нескольких личностей, так как это сулит большую эффективность, чем наличие схожих точек зрения, благодаря чему появляется большее число вариантов решения и выбор решения, которое более качественно.

Групповые нормы призваны подсказать членам группы какое поведение и какая работа от них ожидается. С ними личность может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Важнейшие групповые нормы: гордость за организацию, достижение целей, прибыльность, коллективный труд, профессиональная подготовка, отношение к нововведениям, отношение к заказчикам и внутренним партнерам, защита частности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)