Аналитическое и экспертное обеспечение

Социальный анализ (гр. analysis — разложение, расчленение) — совокупность действий, с помощью которых социальный объект расчленяется (разлагается) на различные составляющие. Обычно он используется наряду с социальным синтезом (гр. synthesis — соединение, сочетание).

Анализ и синтез — два взаимоисключающих, но взаимодополняющих метода социального познания.

Интересно
Аналитическое обеспечение заключается в том, что гражданские служащие собирают различные знания об управляемых объектах, обобщают и систематизируют их для выяснения состояния и дееспособности данных объектов, т.е. формируют управленческую проблему.

Постановка управленческой проблемы — это всегда сложный познавательный процесс. Для формулировки такой проблемы требуется не только мастерство, но и творческий подход, неординарность мышления.

Для того чтобы начать регулировать какой-либо процесс, взаимодействие предметов или социальных общностей, необходимо их вначале изучить, получить достоверные знания об их сущности и особенностях. Познание есть идеальное воспроизведение человеком особенностей тех предметов и людей, с которыми он взаимодействует.

В познании отражаются реальные свойства и связи внешнего и внутреннего мира, но лишь того, который уже есть, т.е. реально существует. Результатом познания являются знания. Они выступают субъективными копиями объективно существующих предметов или их свойств.

Получение и накопление знаний, передача их от одних поколений другим оказывают существенное влияние на характер общения людей, на согласование их действий в процессе труда и всего поведения в обществе.

Другими словами, знания самым непосредственным образом участвуют в управлении человеческими делами. И основной целью познавательно-аналитической деятельности является как раз обеспечение человека специфическим социальным продуктом — знаниями.

Потребность в этом продукте исторически возрастает, особенно значительной она стала в настоящее время.

Знания, однажды возникнув, являются достоянием социального человека. Решающую роль в возникновении и развитии познавательной деятельности как в прошлом, так и сейчас, играют человеческие потребности. Именно человеческие потребности, необходимость их удовлетворения побуждают и стимулируют познавательную деятельность людей.

В процессе исторического развития познавательная деятельность претерпела глубокие изменения. Из управленческого элемента, вплетенного в повседневную жизнь человека, она превратилась в эпоху капитализма в особую отрасль профессиональной деятельности.

В современных условиях в России основные проблемы государственного управления решаются только с использованием научных знаний.

Подготовка практически любого федерального и большинства региональных законопроектов, других основных нормативных актов проводится с привлечением профессионалов-ученых, специализирующихся в конкретных областях научных исследований, а также высококвалифицированных практиков-управленцев.

Во всех федеральных министерствах и ведомствах созданы отделы науки, которые координируют научные исследования, проводимые отраслевыми и академическими институтами по заказам министерств и ведомств. Думается, что аналогичные отделы были бы уместны и в структурах руководителей исполнительной власти субъектов Федерации.

В государственном и муниципальном управлении информационное обеспечение осуществляется посредством государственных и муниципальных правовых актов, которые выступают в виде государственных и муниципальных решений.

Поэтому, говоря об управлении в этих органах, первостепенное значение приобретают технология подготовки, принятия и выполнения государственных и муниципальных решений, информационно-аналитический механизм управления с помощью нормативных актов.

Аналитическое обеспечение, будучи исходным в государственном управлении, сопровождает осуществление всех других этапов этого управления. Экспертное, целевое, нормативное и документационное обеспечение всегда протекают с участием аналитического обеспечения, хотя каждое из них сохраняет свою специфику как особых видов государственного управления.

Что представляет собой экспертное обеспечение? В отличие от аналитического, экспертное обеспечение состоит в выработке гражданскими служащими оптимальных оценок той или иной деятельности управляемых объектов, выявлении их значимости в данной системе социальных связей.

Получив знания о предметах и процессах природы и общества, гражданские служащие сразу же пытаются определить, что полезного для государства содержится в этих предметах и процессах.

Интересно
В результате оценивания приоритет получают всегда те предметы и процессы, которые несут какую-либо пользу или благо для людей. Следовательно, оценивание — это выражение интересов оценивающего субъекта в отношении к оцениваемому объекту.

В ходе оценивания определяющую роль играют два момента. Во-первых, природные или социальные свойства предмета или процесса, а во-вторых, их значимость для деятельности людей, для удовлетворения их потребностей. Если в познании выясняется, что представляет собой данный предмет (процесс), то в оценивании задача состоит в том, чтобы выяснить его полезность для людей.

Человек в своем оценивании выражает одобрение или неодобрение, принятие или неприятие данных предметов (процессов) или каких-либо их свойств. Оценивание всегда связано со сравнением предметов или процессов, их свойств между собой и выделением наиболее полезных для какой-либо деятельности. Сравнение — определяющий момент (операция) в процессе оценивания.

Результатом оценивания является оценка. Она выступает как субъективное мнение о каком-либо объективно существующем предмете или свойстве этого предмета, т.е. о его ценности. Социальная оценка есть средство определения значимости вещи для деятельности человека, для удовлетворения его потребностей.

Стало быть, оценка есть проявление ценности в конкретной жизненной ситуации. Поэтому она (оценка) изменяется вслед за изменением жизненной ситуации.

Одна и та же ценность в зависимости от жизненной конъюнктуры получает различные оценки. Ценности — объективны, оценки — субъективны. Ценности — общезначимы, оценки в своем большинстве имеют частное (партикулярное) значение.

Особенности оценок: это всегда мнения людей о чем-либо; данные мнения носят обычно утилитарный (лат. полезный, выгодный) характер; они сопровождают все этапы сознательного управления.

Общество движется к осознанию и осмыслению исключительной важности оценочной проблематики, что выражается в постепенном формировании социальной экспертизы (лат. expertus — опытный, профессиональное заключение о чем-либо).

Становится все более очевидным, что в социальном оценивании помимо обыденного оценивания необходимо высококвалифицированное экспертное оценивание, для которого нужны соответствующим образом подготовленные профессионалы. Пока в качестве профессионалов-экспертов выступают как практики, так и ученые.

В настоящее время социальная экспертиза осуществляется в четырех основных формах: служебной, правовой, экономической и научной.

Служебная экспертиза проводится обычно по отраслям профессиональной деятельности. В государственном управлении — в виде согласования проектов нормативных актов с государственными органами, которые в соответствии с их компетенцией заинтересованы или как-либо связаны с решением вопросов, регулируемых издаваемым актом. Служебная экспертиза (согласование) может быть двух видов: внутренней и внешней.

Внутренняя служебная экспертиза проводится соответствующими структурными подразделениями органа, издающего нормативный акт.

В зависимости от содержания этого акта она включает выяснение мнений:

  • функциональных, отраслевых и совещательных подразделений органа, издающего акт;
  • работников, должностные обязанности которых связаны с функциональной структурой данного органа управления (специалистов, обеспечивающих специалистов и т.д.);
  • заместителей руководителя коллегиального органа, заместителей министра или руководителя ведомства, ведающего вопросами, разрешаемыми в проекте нормативного акта;
  • правового отдела (управления);
  • главного (старшего) бухгалтера.

Внешняя служебная экспертиза осуществляется подчиненными и неподчиненными органами, имеющими непосредственное отношение к вопросам, содержащимся в проекте акта.

В этом случае выясняется мнение:

  • подчиненных и неподчиненных органов в случае, когда последние будут нести какие-либо обязанности вследствие издания нормативного акта, или когда содержание этого акта затрагивает их непосредственные интересы;
  • органов вневедомственного государственного контроля в определенной области (санитарного, пожарного, экологического и др.);
  • вышестоящих органов общей или специальной компетенции, когда законодательством предусматривается возможность совершения тех или иных управленческих действий только с разрешения этих органов.

Формами выражения мнения (фиксированных оценок) но проекту согласуемого нормативного акта являются:

  • визирование проекта, применяемое при согласии с ним;
  • изложение в письменной форме замечаний при несогласии с проектом или отдельными частями;
  • представление протокола обсуждения проекта нормативного акта на заседании коллегиального органа (при согласовании его с коллегиальным органом).

Таким образом, технология экспертного обеспечения государственного управления — это совокупность необходимых этапов, приемов, подходов и способов проведения экспертизы для подготовки, принятия и выполнения оптимальных вариантов государственных решений.

Данная технология исходит из того, что оценивание сопровождает все этапы управления — от выяснения приоритетной социальной проблемы, через выработку и реализацию оптимального решения до эффективного контроля за последствиями этой реализации

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)